Photoshop :: Графические эффекты. Имитация карандашного рисунка (быстрый способ)


Имитация карандашного рисунка (быстрый способ)С благодарностями и лирическими отступлениями
Карасев Алексей

Администрация сайта не имеет никакого отношения ко всей этой ахинее, написанной ниже. Статья категорически не рекомендуется для прочтения людям с неустойчивой психикой и клиническим отсутствием чувства юмора.
P.S. Где автор статьи раздобыл такую траву я не знаю. Garik.
Статья ориентирована на пользователей 7 версии Фотошопа для Win9x, W2000, XP
Дело было вечером (два ночи, т.е. совсем-совсем вечером) и делать, как ни странно, было нечего. Сна, как у совы, страдающей расстройством желудка, ни в одном глазу. В подобной ситуации неудержимо тянет открыть Фотошоп и сделать что-нибудь чистое, доброе и людям очень-очень нужное, например, написать очередную статью или затопить соседей снизу канализационными водами. Я выбрал первое (сам не знаю почему). Через полчаса тупенького разглядывания пустого окна Фотошопа и мучительных раздумий о бренности мирской жизни и о том, куда всё же уходят деньги, я разродился новой темой: "Имитация карандашного рисунка", хотя, возможно, надо было обозвать её "Изготовление литографий", так как, если сразу заглянуть в финал, то получившееся изображение скорее имитирует именно их (литографии), но... что сделано, то сделано.
1. Для начала откройте (Ctrl+O) то изображение, которое вы хотите превратить в карандашный рисунок и нажав Ctrl+J, скопируйте содержимое базового слоя на новый слой. Это будет рабочий слой, на котором мы будем проводить всю подготовительную работу. Так как, данная статья заявлена как "быстрый" способ по имитации карандашного рисунка, я не стану долго говорить о тщательном отборе подходящего по качеству и содержанию изображения. Скажу лишь, что это важно и что некоторые изображения изначально плохо подходят для имитации карандашных набросков. Хотя в этой статье описывается, пожалуй, наиболее универсальный и максимально быстрый (но, не спорю, грубый) способ, дающий неплохой результат даже на самых плохеньких и некачественных изображениях. Дабы не быть голословным: для иллюстраций к статье я использовал одну из фотографий выложенных на старом сайте и отличающуюся отвратным качеством, так свойственным интернету. Это фото администратора сайта - Garik`а, который, как жена цезаря, выше подозрений, так что не будем особенно акцентироваться на личности этого крайне подозрительного субъекта и обстоятельствах съёмки. Применим стандартную формулу "я - не я и хата не моя" и выскажемся сообразно популярному ныне шаблону: человек, похожий на Garik`а, нашега админа. Обсуждение соответствия внешности данного экземпляра человеческого существа общепринятым стандартам (типа 90х60х90) и почётное назначение его идеалом мужской красоты и "самцом года", предлагаю перенести на форум, в соответствующий раздел. Более стойким или менее падким на безусловную и исключительную сексапильность нашего админа (Гы-гы! Это тебе моя ужасная мстя, за прищепки, повешенные на уши! Будешь знать, как опасно шутить с людьми, коэффициент IQ которых, стремится к исчезающе малым величинам), предлагаю отправиться дальше.

Существо, похожее на Garik`а. (Не могу объяснить почему конкретно, но каждый раз, когда я наблюдаю светлый образ этой тёмной личности, мне определённо кажется, что в ней есть что-то паталогически неправильное... Нет, конечно эти глаза не могут врать, но иногда... Иногда - это просто "Молчание ягнят" какое-то, в перемешку со стендом "Их разыскивает милиция". А-а-а! Чувствуете? Он снова делает ЭТО! Какой мощный и преступный интеллект таится за безмятежностью этих добреньких глазёнок? Какие ещё чудовищные планы вынашивает сей злобный гений? Нет, совершенно очевидно: под маской добрячка скрывается жуткое порождение потусторонней тьмы, криминальный монстр, затаившийся во мраке, ожидая, когда мы ослабим бдительность... У-уф!.. Хотя, возможно, у меня просто снова бурлят в крови излишки кофеина.)
2. Так как, повторюсь, фотография плохого качества, я решил немного подправить дело и провёл ряд подготовительных работ. Сейчас сложно адекватно оценить необходимость этих действий, но, тем не менее, я их совершил. Чтобы, человек похожий на Garik`а, стал более похож на указанную личность, а не на тёмного повелителя сил зла Дарта Вейдера, страдающего многочисленными и неизлечимыми заболеваниями на фоне непрекращающегося мучительного похмелья, я воспользовался инструментом "Кривые" - (Изображение / Корректировка / Кривые (Image / Adjustments / Curves) и добившись грубого подобия искомого, применил "Яркость/контраст" из того же меню, где увеличил оба параметра. Когда, после этих мероприятий, изображение стало немного контрастней и намного светлее, был применён фильтр "Контурная резкость" Фильтр / Резкость / Контурная резкость (Filter / Sharpen / Unsharp Mask). Все выполненные шаги не были призваны кардинально улучшить изображение. Нам этого и не надо. Требовалось осветлить, добавить резкости и контрастности в фотографию, поэтому были выбраны именно эти инструменты и не уделялось повышенного внимания их настройкам. Всё делалось быстро и грубо.
3. На данном этапе с помощью инструмента "Извлечение" - Фильтр / Извлечение (Filter / Extract) или Alt+Ctrl+X был отделён от фона нужный фрагмент фотографии и исторической кистью (History Brush) и ластиком (Eraser) очищены от грязи его края. Детально этот шаг я описывать не буду, так как далеко не у всех этот шаг вообще будет, а использование инструмента "Извлечение" в нашем случае не обусловлено настоятельной необходимостью и я его использовал только в силу привычки. Вы можете использовать другие известные вам способы выделения объектов.

Отделение и удаление фона. Как можно видеть, на данном этапе я тоже не слишком утруждался точностью и качеством. Ладно бы только один я... Природа... э-э-э, ну да ладно. Едем дальше.
4. Теперь подготовительную стадию можно считать завершённой и приступать непосредственно к имитации карандашного наброска. Для этого переведём наш документ в чёрно-белый режим (Grayscale). Это можно сделать создав новый документ с нужным режимом или отбросить цветовую информацию из имеющегося через (Изображение / Режим / Чёрно-белый (Image / Mode / Grayscale).
5. Обратимся к подразделу фильтров "Обводки кистью". Как можно судить по названию, здесь собраны фильтры имитирующие разнообразные кистевые штрихи, что изначально призваны обеспечить максимальное сходство с живописными работами. Воспользуемся одним из здешних фильтров - "Угловая обводка" - Фильтр / Обводки кистью / Угловая обводка (Filter / Brush Strokes / Angled Strokes) c параметрами наиболее эффективно подчёркивающими "карандашное" происхождение изображения. Параметры выставленные мной вы видите ниже, но при работе в других условиях они могут варьироваться в широких пределах. Условие одно: постараться взять на этом этапе от возможностей фильтра всё, что он может дать.

Предпросмотр окна фильтра и параметры.
6. Чтобы усилить полученный эффект и детализировать его дополнительными карандашными штрихами, применим фильтр "Crosshatch" из того же подраздела фильтров - (Filter / Brush Strokes / Crosshatch). Затрудняюсь это осмысленно перевести, но прикола ради, дословно это - Вылупленное пересечение - о как! Эй, куды побёг? Лежи не дёргайся! (Это субъект, похожий на Garik`а, смыться под шумок решил). Счаз мы на тебя "вылупленное пересечение" применять будем. Не боись! Искусство требует жертв, а на сегодня жертвой назначаешься ты. Итак, продолжим. Параметры для применения выбирайте сами, сообразно вашему изображению (у меня были 9, 6 и 1). Условия те же, что и ранее. Добиться максимального сходства с работой, сделанной карандашом.

После применения фильтра Crosshatch. Несчастный! Ишь, как его жизнь скрутила...
7. В результате двух предыдущих шагов мы получили откровенно слабую имитацию карандашного рисунка. Наша задача усилить полученное сходство и сделать это можно несколькими путями. Я выбрал не особо обременительный и быстрый - наложение маски на часть изображения для создания больших освещённых зон, где часть "лишних" карандашных штрихов исчезнет, тем самым формируя некую незавершённость рисунка. Делалось это так, как описано в соответствующей статье, с одним отличием - направляющая градиента размещалась строго горизонтально (в другом изображении её лучше проводить по линии падения света).

Наложение линейного градиента в режиме маски
После вставки в замаскированный слой мы получим нижеследующее.

8. Далее всё просто: на панели слоёв (layers), находясь на замаскированном слое, изменим режим смешивания (Blending Mode) слоя с маской с Normal на Color Dodge. В результате видимая область замаскированного слоя поглотит "лишние" карандашные штрихи и, добавив света, сделает общую картину более реалистичной.

После изменения режима смешивания для замаскированного слоя.
После получения подобного результата можно говорить, что нам удалось добиться необходимого эффекта. Тем, кого смущает наличие "полутонов", предлагаю выполнить дополнительные шаги по увеличению резкости и контрастности - они "съедят" полутона, или, возможно, поработать ластиком для удаления лишнего. Так, мальчика можно отпускать, он уже у меня пол-клавиатуры сгрыз, гадёныш. Эй, ребёнок, шуруй отсюда! Клавиатуру оставь, мелкий пакостник! Ну надо же, что за молодёжь пошла, а ведь такие честные, заплывшие глазёнки. Жулик, блин!
На последней иллюстрации представлен финальный вариант нашего инопланетного существа с увеличенной резкостью и контрастностью. Добавлен соответствующий общему стилю фон. Сделан он с помощью фильтров "Создать шум" (Add Noise) и "Размытие в движении" (Motion Blur). На слой с рисунком добавлен эффект слоя "Внешний свет" с режимом смешивания Dissolve. Обратите внимание: угол наклона кистей на изображении и угол применения фильтра Motion Blur идентичны, что обеспечивает дополнительную ассимиляцию слоёв.

Финальный вариант с добавленным фоном и эффектом слоя. Заметьте: в разделе, ради экономии места и ускорения загрузки страницы, выкладываются материалы с 30% (и менее) качеством, так что, накиньте сюда 70% утерянного качества и прикиньте какого результата вы добьётесь, используя изначально качественную графику.
P.S. Не настаиваю и не утверждаю, что это лучший способ имитации карандаша, но то, что он достаточно эффективен и быстр в изготовлении, на мой взгляд - трудно оспаривать. Но, попробуйте сами - решать вам. В будущем же я планирую рассказать о некоторых других, более сложных, но гарантирующих очень высокое качество, способах. Если вы располагаете подобными или другими материалами обучающего характера и готовы поделиться ими с коллегами по цеху - милости прошу, пишите мне - буду рад любой помощи.
P.P.S.: Фотошоповское "действие" по этой статье вы скачать, увы, не можете. Процедура слишком индивидуальна для каждого конкретного изображения... Но почитать о подробной работе с ними можно тут. А возникшие вопросы задавайте на форуме или пишите сюда.
P.P.P.S.: Прости нас, Леопольд! Прости, подлый трус!
Напоследок выполню то, чему место в начале этой и любой другой статьи в разделе. (Звучат фанфары, тушь гремит!!!) Как говориться, пользуясь случаем, выражаю глубочайшую искреннюю признательность моему очень-ня хорошему другу, Человеку и Паровозу, Сергею Голубеву, за преподнесённые когда-то, в глубокой древности, азы компьютерной грамотности и многократно реанимированный с его помощью и под его чутким руководством, комп. Серёгич - ты лучший! Сегодня и навсегда! Аминь!
Того же и по тем же труднодоступным местам многострадальному Garik`у, за предоставленный карт-бланш на несение света образования и, иногда, полной ахинеи с подмостков своего сайта. Спасибо за твоё, сильно завышенное, мнение о моей скромной персоне. Страна гордится тобой!

читать еще по теме