Photoshop :: Графические эффекты. Искажённое отражение.


Искажённое отражение или "Скажите, а Вы не были на Таити?"

Карасев Алексей




Статья ориентирована на пользователей 7 версии Фотошопа для Win9x, W2000, XP

Все применённые эффекты входят в стандартную установку Фотошопа.

Иллюстрации к статье... или статья к иллюстрации... Вот в чём вопрос!

Для нас есть только ОДИН выход! И выход этот - ОКНО!

Изначально статья делалась совсем по другой теме, тема "не пошла" и на тему "задвинули". Сделанное к тому моменту быстренько прицепили к новой теме, добавили, подмазали и выпустили в свет, счастливо заблуждаясь, что никто ничего не заметит. Если же вам на секунду где-то, что-то, всё же покажется неправильным, твёрдо знайте:

а) это обман зрения;

б) в мире полно неправильных вещей;

в) администрация за украденные примусы ответственности не несёт.

Ха! И не говорите, что вас не предупреждали.

Тему сегодняшней статьи примерно можно обозначить как "Создание относительно реалистичных отражений в водной поверхности и их искажения". Подчеркну "относительно реалистичных", ибо всегда можно лучше и в данном случае это вдвойне верно, так как где-то я, кажется, что-то проглядел. В принципе сама задача элементарна и объяснять что либо в мои планы не входило, так как данную статью можно считать дополнением-продолжением статьи "Круги на воде - Глаз циклона", так что в изначальном изображении я частью свёл слои, что сильно затруднило и поиск ошибок и написание самой статьи. Ну да, "задним умом мы все сильны", так что едем дальше.

1. Перед тем, как начать работу я изготовил данное изображение:


Первоначальное изображение

Первоначальное изображение. Оговорюсь сразу, данный рисунок оброс некоторыми деталями уже после написания статьи и к переделыванию иллюстраций я оказался не готов ни морально, ни физически. Финальное изображение соответствует имеющемуся на момент написания этих строк.


(Не судите строго. Лето как никак, пора отпусков.) Как можно видеть, обилие воды и полное отсутствие отражений, за исключением отражения планеты (или что это там у нас?). Причём здесь достаточно сложное изображение и объекты (и их отражения) можно поделить на две категории. Категория первая - простые объекты с простыми же отражениями. Это те, что находятся как бы на заднем (к зрителю) плане и отразить и исказить их в воде трудности не составит. К таким обектам оносятся человечек с удочкой, палатка и указатель. Объекты второй категории несколько сложнее. Посмотрите на наш поплавок. Относительно зрителя он находится на переднем плане и просто отразить и исказить его мы не сможем, так как тогда у нас останется только искажённое отражение, а сам поплавок пропадёт. Непорядок. Бум бороться и делать это будем так:


2. Выберем инструмент "Полигональное лассо" (Poligonal Lasso Tool) или (L) и аккуратно выделим все объекты, которые по нашему разумению должны находится на переднем (к зрителю) плане и которые должны отражаться в воде. В моём изображении это поплавок, что у вас и есть ли у вас вообще такие объекты, смотрите сами.


3. После выделения таких "сложных" объектов мы их просто скопируем на новый слой, нажав комбинацию Ctrl + J. Тут же продублируем данный слой с помощью клика правой кнопкой мыши на этом слое в панели слоёв и выбрав из появившегося меню опцию "Дублировать слой" (Duplicate Layer...). Первая копия станет нашим деформированным отражением, вторая (верхняя) самим поплавком.


4. В панели слоёв на данный момент у нас три слоя: оригинальное изображение и два поплавка. Выделим мышью средний слой (Это наш первый слой с поплавком) и через меню выберем команду "Правка / Трансформировать / Отразить вертикально" (Edit / Transform / Flip Vertical.). После трансформации, удерживая Shift для перемещения строго вертикально перетащим и разместим перевёрнутый поплавок так, как должно в будущем размещаться его отражение. Тут вы можете изменить прозрачность (Opacity) для слоя с отражением по вашему усмотрению. От 40 до 60%. Имейте в виду, что после применения фильтров-искажений, когда контуры объекта существенно деформируются, понять что именно отражается при слишком малых величинах прозрачности будет трудно, так что оставляйте небольшой запас в расчёте на снижение "читабельности" объекта, за счёт потери части его контуров.


Поплавок и его отражение

Поплавок и заготовка для его отражения, которую ещё требуется исказить.


4. У меня изначально поплавок находился на отдельном слое и со слоем воды не контактировал, так что манипулировать с ним и водой мне было существенно проще, нежели вам (я исхожу из предположения, что вы работаете с изображением состоящим из одного слоя). Теперь, дабы искажение затронуло только наше отражение и не коснулось поплавка на оригинальном слое, дав отражение сразу в двух направлениях (вверх и вниз) необходимо убрать с оригинального изображения поплавок. Для этого отключите, чтобы не мешали, оба слоя с поплавками-копиями, щёлкнув мышью по значку "глаз" в палитре слоёв, напротив отключаемых слоёв и перейдя на слой с водой и поплавком (оригинальный слой), с помошью инструмента "Клонирование штампа" Clone Stamp Tool или (S) закрасьте поплавок текстурой воды, взятой в непосредственной близости от него. Определение клонируемой области осуществляется кликом мыши на нужной области при нажатой клавише Alt. Альтернативой использованию вышеназванного инструмента является обыкновенная кисть Brush Tool или (B) с цветом воды (или доминирующим в ней цветом). Такой способ однозначно проще и быстрее, когда речь идёт о достаточно мелком объекте, где качество не является определяющим, а размеры не позволяют с полной отдачей использовать "Клонирование штампа". Н-да... Я превзошёл сам себя! И сам запутался и вас, наверное, запутал... А посему, вот вам иллюстрация сказанного и то, к чему вам следует придти в результате этого шага. В принципе, до закраски поплавка (или что там у вас будет) на оригинальном изображении, можно сделать копию этого слоя. Лично я, осторожности ради, предпочитаю "не сжигать мосты" до последнего и всегда иметь исходники в первоначальном виде под рукой. Так что решайте сами: кто знает, как оно пойдёт.


После выполнения подготовительных шагов

Мигающий поплавок убрать не то чтобы жизненно необходимо, но крайне желательно, в противном случае наш эффект размоет не только отражение, но и сам поплавок на оригинальном слое, в результате чего мы, получим целых два разнонаправленных отражения. Но данный момент можно отложить в копилку, так как бывают композиции с двумя и более источниками света, и небо в алмазах и ещё много всякой всячины, что и не снилась нашим мудрецам.


Итак, для ясности устроим ревизию нашим слоям. Сейчас у нас должен быть слой с оригинальным изображением и убранным на нём поплавком. Слой с поплавком и слой с отражением поплавка. Итого - три слоя (четыре, если вы делали копию оригинального изображения до того, как убрать поплавок).


Если всё так, то можно двигаться дальше. Если прямой подсчёт слоёв выявил нехватку или, упаси бог, излишек слоёв, то продолжайте вводить деталь "А" в отверстие "Б" до получения искомого результата и ждите налоговиков, да прокурорских работников... Типа, сочувствие в эпистолярном жанре...


5. Сделаем видимым слой с изображением нашего поплавка-отражения и "свяжем" его со слоем оригинального изображения, на котором мы закрасили (замаскировали) поплавок. "Связка" выполняется через панель слоёв, аналогично команде "Показать/Спрятать" слой. Значок "цепочка" "свяжет" помеченные им слои с выделенным в момент активации команды-иконки слоем. Нажмём Ctrl + E, чтобы объединить ("слить") связанные слои. (Комбинация Ctrl + Shift + E связывает все видимые на момент активации слои. Будьте внимательны.)


6. Подготовка закончена, можно применять эффекты. Для начала выберем инструмент "Эллиптическое выделение" (Elliptical Marquee Tool) или (M) и создадим горизонтальное овальное выделение. Отмечая и отгораживая таким образом область для последующего применения деформирующего фильтра. В противном случае эффект будет применён на весь холст и получится у нас то, о чём при детях и беременных, во избежание ненужной рефлексии, выкидышей и преждевременных родов, лучше не высказываться. Наша область выделения должна располагаться таким образом, чтобы попавшая в неё вода при последующем применении на неё эффекта не нарушала общей перспективы изображения и тем самым не "выбивалась" из него. Т.е., старайтесь уже на этой стадии не допустить ошибки разбивающей ваш рисунок на "до" и "после". Результат применения фильтра должен органично вписываться в изображение, а не орать оттуда дурным голосом: "Я тута и я тута не в кассу!!!" Ниже вы можете видеть приблизительно тот вариант, к которому вы должны стремится. (Хотя и об этом можно поспорить). После того, как вы будете удовлетворены полученным результатом, жмите Ctrl + J, чтобы скопировать выделенное в новый слой. Тут же повторно грузите пропавшее в процессе овальное выделение с только что созданного слоя (Удерживая Ctrl клик на созданном слое в панели слоёв).


6. Всё. Мы "созрели" и пора "рубить с плеча". "Рубить" мы будем из меню "Фильтр / Дефомации (Искажения) / ЗигЗаг..." (Filter / Distort / ZigZag...) и с параметрами "на глаз". (У меня были: Amount - 30, Ridges - 5, Style - Pond Ripples). Дык-дык-дык и вуаля. Короче, изящным движением руки, брюки превращаются в полное непотребство из которого вызывающе выпирают... Да ни фига подобного!!! Из которого вызывающе выпирают все те ошибки, которые мы проглядели на подготовительных стадиях. ВОТ!!!


После применения фильтра ZigZag

После применения фильтра "ZigZag". Блюди перспективу. Не применяй фильтр "ZigZag" после полуночи и без должной детализации на большие площади и голодный желудок. Береги природу, мать твою и сочтут тебя люди величайшим профи... Теперь включи верхний слой с поплавком и будет тебе, человечек, счастье!


7. Чтобы хоть как-то замаскировать вышеуказанное и вызывающе выпирающее непотребство, сделаем видимым слой с поплавком и с облегчением убедимся, что ещё не всё потеряно и кое-что ещё можно "откачать". Спасаем теперь "простые" объекты с "простыми" отражениями, так как дальнейшее спасение объектов "сложных" не представляется более возможным, в связи с их преждевременной кончиной... Мои соболезнования и венок от "Коллег и соратников" на их одинокое надгробие. Спасение "простых" объектов занятие в большинстве случаев, по моему скромному убеждению, не особенно обременительное, идёт по тому же алгоритму, что и со "сложными", но без промежуточных стадий по созданию допополнительных копий, идущих на передний план, и маскировки плана заднего. Следовательно расписывать мы тут особенно не будем. Буквально в двух абзацах: тем же инструментом сложного выделения, что и ранее (Полигональное лассо) выделяем "простые" объекты для которых требуется сделать искажённое отражение (человечек с удочкой, палатка и указатель), копируем их на новый слой комбинацией Ctrl + J, снова применяем вертикальное отражение и смещаем на нужное место. В качестве финального аккорда уменьшаем прозрачность данного слоя сообразно нашим представлениям о том "что такое хорошо и что такое полный ацтой". Зажав Ctrl щёлкаем на слое, где ранее применяли фильтр "ЗигЗаг" и загружаем наше овальное выделение. Обратите внимание, что хотя мы и грузим выделение со слоя с "ЗигЗаг`ом", сами мы по прежнему находимся на слое с копией "простых" объектов. Это важно. Всё пучком? Тогда жмите Ctrl + F (повторное применение последнего фильтра с ТЕМИ ЖЕ, что и при последнем использовании, параметрами). Акцент на "ТЕ ЖЕ" параметры я думаю вполне понятен. Иначе наш "ЗигЗаг" будет на разных объектах выглядеть от 9-го вала до бури в стакане, что для таких супер-пупер профи, как мы с вами, не просто недопустимо, но даже оскобительно.


Кажется усё. С чем вас многоуважаемые сердечно и поздравляю! Ниже то, что в результате получилось у меня.


После наложения градиента

P.S.: Водоплавающее с газетой появилось после написания статьи и ЗигЗаг`и у меня уже глаза выписывают, так что "ну его", пусть так плавает. Отпуск в конце концов - чего зазря барахтаться...


P.P.S.: Всем приятного летнего времяпрепровождения.


P.P.P.S.: Возникшие вопросы задавайте на форуме.

читать еще по теме