Photoshop :: Методики рисования. Технология изготовления волос


Методики рисования. Технология изготовления волос

Карасев Алексей




Статья ориентирована на пользователей 7 версии Фотошопа для Win9x, W2000, XP

Все применённые эффекты входят в стандартную установку Фотошопа.

Введение


Сегодняшняя статья несколько нетрадиционна для нашего раздела. В ней вы не найдёте новых эффектов или описания использования некоторых специфических возможностей Фотошопа. Она целиком и полностью посвящена именно рисованию (т.е. созданию графики с нуля) с применением рассматриваемой программы. Мне лично данная тематика всегда была более интересна, нежели просто обработка готового изображения или использование программы исключительно в дизайнерских целях. (Да простят меня все те люди, что используют Фотошоп в указанных целях, и к коим я отношусь с искренней симпатией и глубочайшим уважением). Именно через это желание я, собственно, и пришёл к компьютерной графике в общем, и к Фотошопу и другим графическим (растровым и векторным) программам в частности. Надеюсь, что вам понравится эта статья и, что у сайта будет возможность выкладывать подобные материалы и в дальнейшем.


В заключение этого импровизированного вступления, считаю своим долгом сразу оговориться: авторство далеко не всех, представляемых в данном разделе материалов, будет принадлежать мне. Причин тому несколько: самостоятельно и целенаправленно придумать и довести до ума какую-то технику не так-то просто. Наткнуться на неё в процессе работы можно, но и это происходит далеко не каждый день. Остаётся всего пара вариантов: или хвостом приклеиться к какому-то гениальнейшему профессионалу и ждать у моря погоды (т.е. когда не ты, а он наткнётся или разродится чем-то выдающимся) или, второй вариант, долго и нудно рыться в сети, на сайтах художников (чаще зарубежных - наши соотечественники, к сожалению, не очень охотно делятся накопленным опытом), а потом, также долго и не менее нудно, переводить, с трудом найденное, постоянно рискуя где-то ошибиться. Последний путь хотя и эффективен, но не гарантирует как от ошибок перевода, так и от ошибок самого автора статьи. (Частенько, представленные методики либо вообще не срабатывают, либо заявленный и полученный результаты сильно разнятся, так что все сторонние материалы я лично неоднократно проверил и на ваш суд представляю не их самих, а те, возможно где-то упрощённые и модернизированные, но гарантированно рабочие методики, к которым в результате проверок пришёл я). В своё время я озаботился данной проблемой и прошёл этот тернистый путь сетевого поиска и перевода. В результате у меня накопился кое-какой материал именно по рисованию, и которым я готов поделиться со всеми, кто в том заинтересован и не готов тратить массу времени на тщетные обходы кучи адресов. Плюс к этому, я также буду выкладывать и свои собственные наработки по данному направлению, которых за несколько истекших лет тоже накопилось немало. Итак, очищающее совесть заклинание произнесено, грехи отпущены и можно приступать. Тем же, кого не устроила эта попытка "сгладить углы" - отсылаю на... в смысле "К" - к Garik`у - большому боссу этого сайта, который очень любезно гарантировал мне "разбор полётов" и "перевод стрелок" на него. Я же - грудью встану за его широкой спиной и буду гаденько и ехидненько ухмыляться оттуда, с безопасного расстояния.


Для непосвящённого человека, изготовление волос, как довольно сложного по текстуре материала, представляется серьёзным и трудным мероприятием, так было и со мной. Бился над проблемой я довольно долго, пытаясь использовать разные способы и приложения для реализации задуманного. Не буду рассказывать о всех безуспешных попытках, скажу только, что в результате всё же вернулся к Фотошопу и пошёл от общего к деталям, что вообще, как со временем выяснилось, свойственно практически всем действительно качественным и результативным техникам. Ошибка заключалась в том, что я хотел всего и сразу, в то время, как суть проблемы крылась в поэтапном наращивании детализации в изображении, а добиться этого можно только создав многослойное изображение, где нижний слой является грубым наброском, а вышележащие последующие слои добавляют к нему всё новые и новые детали. Рассмотрим сказанное подробней.


Создание


1. Создадим новый документ (Ctrl+N) с белым фоном нужного размера. С ним определитесь заранее, ибо это важно. Если вы планируете рисовать целый водопад волос и добиться высокой детализации, прорисовав каждый локон или даже волос - используйте большие размеры (вот бы где пригодился большой "дизайнерский" экран!). Если же вы решили довольствоваться малым, то 500х500 px будет вполне достаточным размером. Для изготовления иллюстраций к данной статье я использовал именно такой, но, пытаясь съэкономить место на объёмах файлов, пожадничал, и в результате детализация оставляет желать лучшего, так что, возможно, следовало ограничится только анимированным gif`ом с этапами изготовления.


2. Выберем инструмент "Кисть" (Brush Tool) - (B) для создания непосредственно волос. Тут есть два варианта: использовать стандартные фотошоповские кисти (профессиональные художники умудряются отлично выполнить поставленную задачу используя только их) или создать собственную кисточку, что я обычно и делаю, так как это сильно упрощает задачу по "перемешиванию" волос между собой на финальном изображении. Чаще всего в качестве основной большой кисти используется вот эта или похожая кисть. Вы тоже можете её использовать или попробуйте создать свою. О том как это сделать, читайте тут. Кстати, в финале тамошней статьи торчит набросок волос, которые тоже делались по описываемой схеме.


Создаём кисть

Если вы, как и я, пошли по пути наименьшего сопротивления и решили создать новую кисть, не забудьте в броузере кистей выставить ей, как минимум, пару параметров: шаг (Spacing - т.е. интервал "повторений" кисти при движении), на основной вкладке кисти, равный 1 и отметьте галочкой "Динамическую форму" (первая по счёту). Для работы над волосами проще всего использовать графический планшет (я делаю именно так), но мышью это тоже осуществимо, хотя и несколько дольше.


3. Создайте новый слой (Shift+Ctrl+N). Старайтесь вообще все отдельные этапы работы по возможности делать на новом слое. Этот слой мы отведём под набросок волос, хотя бы контуров.


Контуры

Набросок будущих волос.


4. Снова создаём новый слой и выбираем основной цвет волос, которым их и рисуем. На сей раз делаем это более тщательно, но особо не усердствуя, так как помним, что слой этот будет в самом низу и вышележащие слои прикроют все наши огрехи. Рисуем на слое одним цветом. На всех последующих тоже. Так легче будет ориентироваться. Помимо волос целесообразно разместить на свободном месте слоя квадрат с образцом используемого цвета (при условии, конечно, что вы не используете цвета стандартной палиты). Если вы используете мою кисть или свою по её подобию - то на этом этапе вам предстоит определиться с направлением роста или укладки волос, так как все тени и световые блики будут располагаться в соответствии с ними, и рисовать кистью по этим направляющим. Если же используется стандартная кисть, состоящая из одного объекта, определяться с направляющими будете позже, когда начнёте отрисовывать локоны и конкретные волосы и свето-тени на них.


Прорисовка фактуры

Более тщательная прорисовка фактуры.


5. Создаём очередной новый слой и начинаем детализировать нашу заготовку. В примере к данной статье я шёл от самого тёмного цвета и с каждым новым слоем осветлял его. Соответственно, выберем более светлый оттенок того же цвета (придерживайтесь пределов основного цвета, чтобы в вашей причёске не появился неестественный цвет) и, двигаясь по направляющим, начинаем конкретизировать форму и текстуру волос, осветляя нужные места. Если вы работаете мышью и не можете в полном объёме контролировать давление, возможно лучше выполнять все работы на этом и последующих этапах кистью с прозрачностью (Opacity) менее 100% (около 30%). Изменять прозрачность кистей можно с цифровой панели вашей клавиатуры. числовые клавиши от 1 до 0. Клавиша 1 означает 10%-ную, а 0 - 100%-ную (то есть полную) непрозрачность кисти. Для выставления точного значения прозрачности, комбинации цифр набираются без паузы.


Появление света и теней

Создание трёхмерности за счёт появления света и теней.


6. На новом слое продолжим работу по детализации изображения, добавляя всё новые и новые детали. Новым, ещё более светлым цветом отрисовываем локоны и нити волос. Делаем локальные световые блики. При этом все тени формируются нижним, самым первым слоем.


Создание 'глубины'

Создание "глубины".


7. На всех последующих слоях, всё более светлыми цветами, мы наносим всё более мелкие детали, которые придают реалистичности финальной работе. Тут, в основном, наносится свет на конкретные пряди и волосы. Обратите внимание, чтобы на каждом последующем слое пятна света становились всё меньше и плавно сливались с пятнами света на нижележащих слоях. Не напрягайтесь особенно, кисть сама должна формировать конретные волосяные нити. Ваша задача лишь подчеркнуть это и следить за направляющими, чтобы волосы смотрелись естественно и не нарушали гармонии причёски. Свет и тень здесь лишь инструмент для усиления этого эффекта. Когда начнёте работать над совсем мелкими деталями - создайте маленькую кисть и работайте ей. Можно даже использовать 1 пиксельную кисть с жёстким краем и/или ластик той же формы или формы рабочей кисти. Количество слоёв не ограничено. Заканчивайте, когда почувствуете, что довольны результатом. Эти волосы я делал изначально рассчитывая на уменьшение размера изображения до размера анимированного gif`а, идущего с этой статьёй, и не использовал маленькие кисти и не детализировал изображение максимально. При уменьшении указанные действия всё равно бы "съелись", но, надеюсь, что техника ясна.


Детализация

Детализация.


Этот вариант достаточно "сырой". Чтобы волосы смотрелись натурально, их надо прорисовывать мелкой кистью, чего я не делал. За счёт этого волосы смотрятся слишком толстыми. А вот ниже приведена анимированная иллюстрация как раз того размера, на который я ориентировался изначально и в этом размере все шероховатости малозаметны.


Стадии работы

На этом gif`е представлены все стадии работы на отдельных слоях. В принципе, можно было продолжить работу и добиться максимальной реалистичности, но, учитывая особенности дизайна сайта (ограничения на ширину изображения), от этой идеи пришлось отказаться, а в небольших масштабах детали сольются при уменьшении размера работы.


Другой вариант

Ещё один вариант.


Ольга

Примерно так это будет смотреться с лицом и разной окраской.

читать еще по теме